СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из ведущих условий для
формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей
положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда,
которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности
формирующиеся способы полоролевого поведения.
Общеизвестно, что среда является
одним из основных средств развития личности ребенка, источником его
индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не
только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной),
но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных
особенностей.
Роль взрослого заключается в том,
чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и
направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и
индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Игрушки и игры должны быть
подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех
видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению
домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки
и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию
окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу
пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое,
соревновательное и лидерское поведение.
С учетом гендерного подхода, помимо
общепринятых, в группах должны быть введены следующие элементы
предметно-развивающей среды:
- Мини-среды мужского и женского
труда, содержащие оборудование, необходимое для
формирования мужских и женских
умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока,
ванной комнаты, столы для разделки продуктов, приготовления пищи, доски для
глаженья кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
- Куклы-мальчики и куклы-девочки со
всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами,
способствующие выполнению различных
социальных ролей);
- Схемы-действия, отражающие
культурные эталоны поведения представителей мужского и
женского пола; карточки-символы
добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п., обозначающие социально-ценные
качества мальчика и девочки и т.п.
- Уголки красоты, позволяющие ребенку
самостоятельно навести порядок во внешнем виде;
- Мини-среда светского этикета
(«Театр», «Концерт», «Прием гостей» и т.п.), где
сосредоточены предметы,
обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные
мужские и женские роли.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одним из современных инновационных методов обучения является
проектная деятельность – технология, которая не только учит детей
самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и
решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения
личностно значимым.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.
Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную
сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои
ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют
себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.
Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д. Метод
проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только
учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы
дошкольников на данном этапе.
В нашем ДОУ метод проектов реализуется уже более 3 лет.
За это время «родилось» большое количество проектов, как
кратковременных, так и долгосрочных – «Зеленая аптека», «Растения, которые нас лечат», «Волшебница вода», «Наши добрые друзья», «Мой город Челябинск» и т.д. В
рамках проектной деятельности проводится большая разноплановая работа с
педагогами, родителями и детьми о значимости этого метода для развития личности
дошкольников: беседы, деловые игры, дискуссии, консультации,
семинары-практикумы, тренинги, выставки детских работ, презентации проектов и
др. Как правило, все наши проекты – продукт сотрудничества и сотворчества
воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада,
поэтому любая тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются
коллективно.
Метод проектов очень помогает нам в работе со старшими
дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым
вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза,
самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно
объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того,
открываются большие возможности в организации совместной
познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В групповой проектной
работе дети берут на себя определенные роли (распределяют обязанности):
ребенок-исследователь
– его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное,
разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации;
ребенок-творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно);
ребенок-помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе;
ребенок-организатор – следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы;
ребенок-докладчик – готовит вместе с другими участниками доклад о работе, отвечает за этап презентации.
ребенок-творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно);
ребенок-помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе;
ребенок-организатор – следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы;
ребенок-докладчик – готовит вместе с другими участниками доклад о работе, отвечает за этап презентации.
Психолого-педагогическое
сопровождение проектов в ДОУ осуществляется на трех этапах:
на этапе планирования
проектной деятельности;
на этапе
проживания темы проекта;
на этапе
рефлексии по теме проекта.
В процессе реализации
проекта «Мой город Челябинск» особый акцент делала на следующих ключевых
моментах:
эффективное
взаимодействие ребенка и взрослого (педагога, родителя), взаимодействие ребенок
– ребенок, ребенок – коллектив;
создание
наилучших условий для развития мотивации творческой, интеллектуальной,
эмоциональной, экспериментальной детской деятельности;
реализация
конструктивного доброжелательного общения, сотрудничества;
создание
благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию
информации, игровая мотивация.
Именно в рамках
работы над этим проектом, с целью повышения интереса, родительской
компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей
ребенка дошкольного возраста, проводился тренинг эффективного взаимодействия
«Вместе с мамой».
Конечно, внедряя
инновационные процессы в дошкольную жизнь нам всем – педагогам и психологам,
следует помнить, что психологическая безопасность – одно из требований
безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования,
столь же важное, как антитеррористическая, пожарная,
санитарно-эпидемиологическая безопасность.
Консультация педагогам
"Проектная деятельность в детском саду"
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
- Глубоко изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ДОУ
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение
взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы
педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не
только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в
соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение
к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития –
непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений
и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через
совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно
овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и
взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию
является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная
деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой
дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и
представления о различных сферах жизни.
Выполнение
любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
Первый этап
На первом
этапе воспитатель формулирует проблему
и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую
или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта
являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и
целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку
одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной
позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи
в мире вокруг.
Второй этап
На этом
этапе педагог (помимо организации
деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в
решении поставленных задач.
Дети
объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по
необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и
контролирует осуществление проекта.
У детей происходит
формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый
этап
Педагог готовит
презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно
помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям
(родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее
время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике
Различаются
по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и
способам реализации результатов.
По составу
участников
Различаются
по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам
реализации
По
продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней
продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного
писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели
проекта
Воспитатель
помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их
уровень развития.
Разработка
проекта
Составление
плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью,
определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для
работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется
практическая часть проекта.
Подведение
итогов
Проводится
"разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых
проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После
воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского
праздника.
Исследовательские
Дети
проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов,
выставок.
Игровые
Это проекты
с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки,
по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети
собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные
интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий