Разговор с коллегами

Уважаемые, коллеги! 
Предлагаем Вам делиться опытом, обмениваться информацией, сотрудничать. Будем рады, если Вы откликнитесь!


ПОГОВОРИМ О ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
    Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Памятка для педагогов общение с мальчиками и девочками. 


Из опыта работы Костылевой О.Н.
ВЛИЯНИЕ ТРИЗ НА РАЗВИИЕ  КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление, системное мышление, формирование произвольности и познавательные процессы;
ТРИЗ для дошкольников:
 – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
 – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
Основным средством работы в развитии креативных способностей у детей является педагогический поиск. Воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, а наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. Наводящими вопросами следует подвести ребенка к тому, чтобы он сам нашел правильный ответ. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой–то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Первоначально дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Цель игры - нахождение противоположного по значению слова.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного», воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастический объект (например, любое животное), придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки «забавные животные».
Метод «Системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов и их взаимодействие по каждому элементу.
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
Игра “Кубики” (на гранях которого изображены фигурки «маленьких» человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких «человечков» дети составляют всевозможные модели .
Приемы фантазирования:
Впервые знакомство с волшебными сказками предлагают начинать со средней группы. Чтобы у ребенка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменять свойства объекта.
1-ый волшебник – оживление - окаменение. С его помощью можно оживить, либо превратить объект в твердое состояние.
2-ой волшебник - дробление- объединение. С его помощью можно раздробить объект на мелкие части, либо его объединить в целое.
3-ий волшебник – специал - универсал. С его помощью действия объекта сужаются до минимума, либо объект стремится к универсальным действиям (могу только…, или могу все). Нужно помнить, что фантазия у ребенка неограниченна, поэтому для ребенка всегда нужно ставить ограничение.
4-ый волшебник - увеличение – уменьшение. С его помощью можно изменить размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.
5-ый волшебник – инверсия. Волшебник, который делает все наоборот.
6-ой волшебник – волшебник времени. С его помощью объект можно представить в различных стадиях. Главное донести до ребенка, что не нужно торопить время, оно идет само собой.
После того, как дети будут хорошо ориентироваться в применение какого – либо волшебника, можно устроить «парад волшебников».
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание». Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
- Не знахарка, не ведьма, не ворожка,
Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой…)
Это далеко не все методы и приемы технологии ТРИЗ. Но даже на описанных методах видно, насколько они интересны, необычны и помогают развить у ребенка творческое мышление и воображение. Практика показывает, что дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни, учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, – сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше. Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.



Из опыта работы Хусамовой В.А.
Предлагаю вашему вниманию статью на тему: "Развитие представлений о нормах взаимоотношения в социуме у детей старшего дошкольного возраста через проблемно-поисковые ситуации" озвученную в рамках районной конференции «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» - 2013.

Развитие представлений о нормах взаимоотношения в социуме у детей старшего дошкольного возраста через проблемно-поисковые ситуации.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, также включают «социализацию» как область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация  продолжается в течение всей жизни человека, но  дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.
В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему.  Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми:
Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно.
Для ребенка характерна подражательность, которая и накладывает отпечаток на его поведение.
Эгоцентризм, отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном "Я"; крайняя форма эгоизма.  Дети считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место.
Эмоциональность – сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «неприятности». Недостаточное взаимопонимание становится причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.
Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности  с другими людьми. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых ролей и осмысление их значимости. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности. Так в раннем возрасте - предметной деятельности, в дошкольном -  игровой, в школе - учебной.
Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. Что означает становление в человеке образа - Я. Необходимо обратить внимание ребенка на самого себя: кто я, какой я, мой организм, мои возможности,  чувства, мысли, умения, поступки. Необходимо учить ребенка анализировать свои поступки, умения, переживания. Процесс самовоспитания, самосовершенствования лишь постепенно становится для него привлекательным.
Так же в детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются: семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); детский сад (в первую очередь воспитатели); общество (сверстники, друзья).
Цель, которую мы ставим перед собой, способствует социально-личностному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ.
Решение задач воспитания и развития ребенка требует организации содер­жательной жизни детей, наполненной интересными событиями, совместны­ми делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком по интересам деятельности, средств осуществления замысла, партнеров. Так:
Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
Уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;
Повышать правовую грамотность воспитанников; включать  в социально- значимую деятельность.
Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.
По побуждению воспитателя, а также по собственной инициативе дошкольники учатся активно проявлять сочувствие и участие к сверстнику: спросить, что с ним случилось, взять за руку, сказать слова утешения и поддержки, попытаться помочь или обратиться за помощью ко взрослому.
Важным направлением обогащения социального опыта детей является орга­низация педагогом разнообразных развивающих проблемно-практических и проблемно - игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значи­мых вопросов, ориентирующих дошкольников в правильном поведении. Ситуации конструируются педагогом как игро­вые ситуации, как ситуации реального практического опыта и как условные ситуации вербального плана.
Организуемые нами ситуации носят проблемный характер, то есть всегда заключают в себе некую близкую детям жизненную задачу, в разреше­нии которой они принимают непосредственное участие. Ситуации включа­ются в содержание непосредственно организованной об­разовательной деятельности и в самостоятельную свободную деятель­ность детей. Все они неразрывно связываются с личным опытом детей, с развитием их самосознания и самооценки. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий. И очень важно: получить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними.
Например, практические ситуации проблемного характера «Как быть, что делать?» Это различные ситуации затруднения, которые педагог создает сам, пробуждая инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения. Ситуации: отсутствуют кисточки для рисования, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
Рассмотрим методы и проблемно-поисковые ситуации которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят для развития и обогащения практики социального поведения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы:
Воспитатель в группе выступает для ребенка носителем образцов культуры общения. Подражая ему, дошкольник копирует интонацию, манеру общения, постепен­но приобретает привычку соблюдать принятые в обществе нормы общения. И этот опыт он переносит в общение со сверстниками.  Дошкольники участвуют в игровых ситуациях типа «Всем приятно ласковое слово», «Добрые поже­лания».
Практическая ситуация «Мы самые старшие в детском саду». Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самосознания, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».
Старшего дошкольника привлекает мир людей, человеческих чувств и отношений. Он пытается осмыслить свои впечатления от поступков и действий окружающих людей, понять причины, высказать свое мнение.
Хорошей традицией старшей и подготовительной групп является вре­мя доверительного общения, задушевных бесед воспитателя с детьми на волнующие их темы. Для этого надо выделить специальное время во второй половине дня один-два раза в неделю (во вторник и четверг). Удобно рас­положившись с детьми на диване или на ковре, мы вовлекаем их в общий проблемный разговор на темы культуры общения, дружбы, справед­ливости, событий в группе, отношений с близкими в семье и т. п. Поощряем детские высказывания, делится своими мыслями, вместе с детьми планируем будущие совместные дела (как встретить новенького, чем можно порадовать малышей, как отметить проводы зимы, подготовиться к встрече с учителем и пр.). Общение можно сопровождать; слушанием музыки по за­явкам детей и воспитателя, рассматриванием семейных фотографий, детских коллекций, рассказыванием занимательных историй с продолжением. Наша задача в таком общении — помочь детям осмыслить и обогатить свой личный опыт ценным социально-нравственным содержанием.
Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и т. п.):
Дети овладевают умениями совместной дея­тельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к резуль­тату и взаимоотношениям («Все работали дружно, вырезали много красивых снежинок, и теперь мы украсим ими нашу группу»).
Дошкольники накапливают опыт сотрудничества, участвуя в организован­ных воспитателем ситуациях совместной деятельности на разном содержа­нии: игра, ручной труд, конструирование, физкультура, театрализация, кол­лективное рисование и аппликация.
Постепенно осваиваются разные формы совместной деятельности со свер­стниками: работа парами («Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Сне­гурочки»), подгруппами («Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фрон­тально, вместе со всеми («Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»).
Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Педагог побуждает детей к проявлению внимания друг к другу взаимопомощи и сотрудничеству
Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социаль­ного содержания:
По примеру, показу или предложению дети находят разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов, используют для этого считалки, жеребьевку, очередность, предварительную договоренность. Участвуют в ситуациях «Как без ссор решить спор?», «Под­скажи лучшее решение», «В дружном деле всем хорошо».
Метод вос­питания, направленный на формирование у детей опыта культуры поведения и взаимо­отношений:
В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребёнка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребёнка, но и весь образ его жизни с позиции культурных требований. (разнообразные игры, беседы «Будь внимателен к другим», «Волшебные слова», совместная продуктивная, художественная и театрализованная деятельность «Мы пришли в театр», упражнение в культурных формах пове­дения и общения и др.),
Проблемная ситуация «Как поступить?» С целью побуждать проявлять внимание к сверстникам, учитывать не только личные желания, но и потребности других детей.
Дети закончили рисовать,  дежурные только начали убирать со стола, протирать их. В это время педагог позвал всех детей в зал на просмотр спектакля. В это время дети устремляются к выходу, но воспитатель напоминает о дежурстве. Как быть и как поступить? Выбор решения предстоит найти детям самостоятельно.
Ситуация «Выбросим грубые слова» Рассказ воспитателя о том, как грубо разговаривают дети между собой: «Ты противный! А ты – жадина!» Кто же захочет дружить с такими детьми? Как вы думаете? Давайте больше никогда не будем говорить грубых слов друг другу и выбросим их навсегда! (Дети выбрасывают нарисованные картинки со злыми человечками в корзину)
Метод обогащения социально-нравственных пред­ставлений и оценок детей (этические беседы, показ инсценировок с игруш­ками, видеоматериалов).
Проводятся обсуждения поступков литературных героев, проблемных ситуаций общения и сотрудничества. Дети рассуждают на темы дружбы, взаимопомощи, справедливости: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего?», «Кого мы называем добрым?» и т. п. Отвечают на вопросы о взаимоотношениях детей в группе, о добрых поступках, о том, как дружат между собой в группе девочки и мальчики. Дети учатся разрешать пробле­мы поведения и взаимоотношений с позиции нравственных представлений, предлагают возможные способы разрешения конфликтных ситуаций («Как бы ты поступил?», «Кто прав и кто не прав?», «Что надо предпринять?»). Практическая ситуация Дошкольник становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставив рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её? Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности и социально- нравственного и эмоционального развития.
Продолжая расширять и углублять представления детей о важности проявления доброжелательности по отношению друг к другу и к окружающим людям. Предметом особого внимания старших дошкольников становятся правила поведения и взаимоотношений в группе. Надо отме­тить, что такие правила становятся более разнообразными, гибкими, дета­лизированными. Необходимо, чтобы дети вместе определяли и принимали общие «Правила дружных ребят»: быть внимательными к другим, активно помогать друг другу, выражать сочувствие, делиться игрушками, искать пути примирения и взаимопонимания, справедливо распределять роли, игровые материалы. Дети сами могут сформулировать правила, тогда они становятся им ближе и понятнее:
Учись видеть, кому нужна твоя помощь.
Добрые дела нужны всем — детям и взрослым.
Мы порадуем друзей, будет всем нам веселей.
Надо пожалеть друга, если он … расстроен, или порадоваться, когда он радуется.
Другу помогай всегда.
Правила лучше всего устанавливать после обсуждения конкретных собы­тий в группе, поступков литературных героев или ситуаций, предложенных воспитателем. Сформулированные детьми «Правила дружных ребят» оформляем наглядно в виде картинок, демонстрирующих соответствую­щее поведение, и помещаем  на  стенде «Страна дружных ребят и добрых поступков».
В случае необходимости мы с детьми обращаемся к изображенным правилам. Это помогает самостоятельно регулировать взаимоотношения. Можно организовать путешествие по «Стране друж­ных ребят и добрых поступков». Дети вспоминают правила, обмениваются мнениями об их выполнении в группе, придумывают, как можно по-новому обозначить правила, решают, какие из них нужно включить в правила «Стра­ны дружных ребят и добрых поступков», обсуждают, какие добрые дела, и поступки были совершены.
Образовательная область «Социализация» тесно интегрируется с боль­шинством других образовательных областей, таких как «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изобрази­тельная и музыкальная деятельность», «Познание», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентировки и представления, происходит развитие детского самосознания.
В течение года мы планируем практические ситуации по следующим темам:
Практические ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь делать сам». Где педагог побуждает детей к проявлению доброжелательного взаимоотношения, внимания друг к другу.
Проблемные ситуации типа «Как быть, что делать?»  - это различные затруднительные ситуации, которые педагог специально создаёт, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность. Эмоциональную отзывчивость.
Практические ситуации типа «Наши добрые дела», которые связаны с проявлением заботы, внимания и сочувствия к людям.

Вывод:
Общение, доверительный разговор с ре­бенком — обязательное условие социально-личностного развития старшего дошкольника. Социальный опыт приобретается ребенком постоянно — как под руковод­ством воспитателя, так и самостоятельно. Образ жизни детей нужно ор­ганизовать так, чтобы постоянно обогащались социальные представления, развивалась эмоциональная отзывчивость и складывалась привычка соблю­дать правила культуры общения.
Используя специально планируемые ситуации и ситуации естественно возникающие в детском саду, мы помогаем старшим дошкольникам устанавливать доброжелательные дружеские взаимоотношения со сверстниками развивает представления о нормах взаимоотношений в социуме. Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
И наша задача – воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Используемая литература:
1.  Трубайчук Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Дошкольное воспитание № 6 – 2010 г. стр 45.
2.  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольное воспитание № 4 – 2010 г. стр 5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий